Урок 1. Иисус Христос и послания апостола Иоанна - (1 Ин. 1; Ин. 1)
Copr. 2009, Bruce N. Cameron, J.D.— Комментарий доктора юридических наук Брюса Н. Камерона.
Все библейские цитаты приводятся по Синодальному тексту (современная редакция), если не указан другой источник. В скобках даются возможные ответы. Если вам не пришел комментарий к уроку по электронной почте, вы cможете найти его по ссылке http://www.adventist.kz/ss
Введение: Бывало ли у вас такое, что вы получали смс-ку с неизвестного номера важного содержания, но автор забыл подписаться? Или вам звонят люди и не называются? Или на ваш факс приходит документ с надписью «Директору»? Меня это раздражает, потому что в таких случаях трудно получить полное представление о содержании сообщения. Когда мы начинаем изучать 1 Послание Иоанна, мы сталкиваемся с подобной проблемой: в нем четко не говорится, кто написал его. Давайте углубимся в изучение Библии, чтобы узнать автора этого таинственного послания и его весть!
I. Библейские детективы
1. Прочитайте 1 Ин. 1:1. Какую подсказку об авторе послания мы видим здесь? («Слово жизни» – это, конечно же, Иисус, а автор был очевидцем происходящего. Он был не только рядом с Ним, он утверждает, что слышал Христа и даже прикасался к Нему. Это сужает круг потенциальных авторов Послания).
а) Может, авторов больше, чем один? Почему в тексте говорится: «мы слышали», «мы видели», «рассматривали»? (Автор пишет так с той целью, чтобы его считали частью группы).
б) Содержится ли разгадка в самом факте, что автор не называет себя? (Люди, которые звонят мне и не называют себя, предполагают, что я узнаю их по голосу. Они не знают того, что я не всегда могу различить голоса по телефону. Так и автор, этот «мы», предполагает, что те, кому адресовано Послание, знают его. Значит, автор его – апостол, один из учеников Христа. Быть апостолом – значит быть членом хорошо узнаваемой группы).
2. Прочитайте Ин. 1:1—2. И перечитайте 1 Ин. 1:1. Что мы можем узнать об авторе? (В этих двух книгах говорится о «начале» и о «Слове». Эта схожесть и говорит нам о том, что автором Послания и Евангелия является Иоанн).
3. Прочитайте 2 Ин. 1:1 и 3 Ин. 1:1. Какая разгадка содержится в слове «старец»? (Автор является «старцем». Это немного загадочно, но все же мы продвинулись вперед в нашем детективном расследовании).
а) О чем вам говорит слово «старец»? (Оно является свидетельством того, что автор – уважаемый человек, лидер христианской общины, который считает, что ему не нужно особо представляться).
4. В комментарии Barnes Notes во вступлении к посланиям Иоанна говорится, что выдающиеся христианские деятели вплоть до второго века указывали на Иоанна как на автора трех посланий. Необходимо остановиться на этом более подробно, так как существует сомнение, что апостол Иоанн является автором этих посланий.
II. Иисус и Иоанн
1. Перечитайте еще раз 1 Ин. 1:1. Если мы правы, считая Христа «Словом жизни», что Иоанн говорит о Христе? (Что Он был с самого начала).
а) С начала чего? Служения Иисуса на Земле? (Прочитайте Ин. 1:1—4. Иоанн говорит, что Иисус был с начала зарождения жизни во вселенной и что Он имеет «жизнь»).
2. И в 1 Ин. 1:1 и в Ин. 1:1 Иисус называется «Словом». Как вы думаете, почему? (Прочитайте Быт. 1:1—3. Здесь говорится, что Бог словом создал жизнь во вселенной. Называя Иисуса «Словом» или «Словом жизни», Иоанн говорит, что Он обладает силой творить вселенную словом Своих уст).
а) Задумайтесь об этом: Иоанн в 1-м Послании говорит, что он слышал, видел и прикасался к Иисусу. Разве можно человеку прикасаться к Тому, Кто Своим словом сотворил вселенную? (В самом начале Послания Иоанн делает важное заявление, что Иисус есть наш Творец).
б) Думает ли Иоанн о том, что Бытие является некоим «мифом о сотворении», предназначенным для примитивных людей, чтобы они имели представление о том, что Бог контролирует процесс эволюции? (Иоанн заявляет, что вселенная была сотворена по словесному повелению, и что этим Повелителем был Иисус).
1) Должно быть, Иоанн считает эту тему очень важной, раз начинает с нее и Евангелие и Послание. Почему вопрос творения-эволюции так важен? (Потому что он касается авторитета Бога и Его власти над человечеством. Или мы служим Богу, Который имеет силу создать вселенную словом уст Своих, или мы служим Богу, схожему с нами в Своих ограниченных возможностях).
2) Если теория эволюции является верной теорией происхождения жизни, есть ли тогда причина верить в существование Бога? (Это одна из тех «великих теорий», которую вы принимаете или нет. Если вселенная произошла случайно, тогда нет нужды верить в Бога. Но если же вселенная была сотворена, тогда вы уверены в том, что Бог (как вы Его понимаете) существует. Тематическая Библия (Nave's Topical Bible) выделяет 104 библейских текста в теме «Творец» от Бытие до Откровение, где Бог прямо или косвенно заявляет о Своей власти над человеком по праву Творения. Иоанн это отчетливо понимает, а многие современные так называемые христиане – нет).
3. Прочитайте 1 Ин. 1:1—2. Иоанн говорит, что «Слово жизни» «явилось» и было видимо, слышимо, к Нему прикасались Иоанн и другие. По какой еще причине Иоанн мог называть Иисуса Словом? (Слово является средством общения. Иоанн говорит нам, что Иисус передавал послание с небес).
а) Какую роль играет Иоанн в работе Слова? (Точно так же, как Иисус передает весть и раскрывает Бога Отца, так и Иоанн передает эту важную весть нам).
III. Иоанн, верный свидетель Христа
1. Представьте, что вы прошлой ночью увидели НЛО (неопознанный летающий объект). Также предположите, что мы с вами незнакомы. Вы хотите, чтобы я поверил в вашу историю, а я настроен скептически. Что вам надо сказать, чтобы я вам поверил? (Так как мы незнакомы, вы не можете призывать меня довериться вам. Поэтому вам надо найти надежное свидетельство).
а) Давайте посмотрим, что об этом говорит юриспруденция. Есть несколько правил, которые помогают следователю сосредоточиться на надежных, компетентных свидетельствах. Эти правила помогают следователю даже не слышать ненадежные и некомпетентные свидетельства. Одно из таких хорошо известных правил – исключать показания с чужих слов.
б) Что говорит это правило? (Исключать из показаний свидетельства людей, не присутствующих в зале суда. Если вы видели или слышали что-то, вы должны явиться в суд и сказать об этом. Я не могу сказать: «Дядя Ваня видел, что на светофоре горел красный свет». Если он видел это, он должен сам свидетельствовать об этом в суде. Это должно быть свидетельство из первых рук, чтобы его можно было подвергнуть перекрёстному допросу).
2. Когда мы читаем 1 Ин. 1:1—2, не кажется ли вам, что апостол Иоанн знает о правиле показаний с чужих слов? (Да! Он говорит, что был очевидцем, это не доказательства, основанные на слухах).
а) Но если Иоанн хорошо известен и уважаем своими читателями, почему он подчеркивает, что его доказательства не основаны на слухах? (Но ведь его послание читают и многие другие люди).
3. Помимо личного знания, на что еще, по вашему мнению, должен опираться юрист при перекрестном допросе, чтобы показать, что свидетель надежен или нет? (Способности замечать, правильно видеть. Они колеблются в известных пределах, начиная от расстояния и до освещения, состояния вашего зрения, погодных условий и даже предвзятости).
а) Что говорит Иоанн в поддержку своего свидетельства (нашей готовности поверить ему) помимо того, что оно из первых рук? (Что он слышал и осязал).
б) Обратите внимание, что Иоанн повторяет дважды: «что видели своими очами, что рассматривали». Что это значит? (На греческом это значит больше, чем просто смотреть, это значит внимательно рассматривать, созерцать. Это пристальный и серьезный взгляд. Не просто смотреть, но видеть).
1) Почему Иоанн так говорит? (Свидетельство очевидца может быть неверным. Поэтому Иоанн говорит, что он внимательно рассматривал полномочия Христа. Он провел много времени с Ним. Его выводы не легкомысленны).
4. Поразмышляем. Иоанн говорит, что Иисус является Творцом вселенной. Но как Иоанн может быть очевидцем этому? (Конечно, он при этом не присутствовал. Думаю, он делает логическое умозаключение. Иоанн не считает, что его читатели будут сомневаться в реальности личности Христа. Вопрос в природе жизни Христа на земле и в том, жив ли Он сейчас, есть ли воскресший Христос. Иоанн говорит: «Я осязал чудеса Иисуса всеми возможными способами, я прямой очевидец воскресения Христа. Я верю, что Иисус – Бог и Творец вселенной»).
5. Дорогой друг, а ты? Признаёшь ли ты Иисуса Христа Богом и Создателем вселенной? Ведь это первый шаг к спасению и (мы поговорим об этом в следующий раз) к счастливой жизни!
V. Урок следующей недели: «Очевидец Слова жизни».
Перевод Аллы Бурлай,
allaburlay@yahoo.com
FONTE: http://www.adventist.kz/ss/